Проект Главного информационно-
вычислительного центра Минкультуры России
Храмы России
          

Устройство православного храма

Христианский храм (Дом Божий), является образным воплощением гармоничного единства мира Небесного (духовного) и мира Земного (материального). Формирование архитектурного облика храма связано с развитием христианского богослужения. Прообразом храма послужила Скиния Моисея, а преемственно он был связан с Сионской горницей, где Христос совершил первую Евхаристию.

Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай. Внешний облик храма и его внутреннее устройство выражают устремление к Богу и служат спасению души. Храм включает алтарь, среднюю часть и притвор.

Алтарь (полукруглый по форме), символизирует Царство Небесное, область бытия Бога. Он отделяется от средней части храма алтарной преградой, постепенно развившейся до иконостаса. В алтаре утвержден престол для свершения церковных таинств. Слева от престола помещается жертвенник - место для свершения проскомидии, а справа – диаконник, где хранится все необходимое для совершения литургии. Восточная (алтарная) часть храма снаружи имеет округлую форму – апсиду (одну или три). Возвышение между алтарем и средней частью храма, называемое солеей, является местом для священнослужителей, с амвоном в центре для произнесения проповеди.

Средняя часть храма знаменует собой мир Ангелов и праведных людей, человеческую природу Христа и душу человека. Он может иметь разные формы (продолговатую - базилика, центричную – круглую или восьмиугольную). Наиболее распространенной формой храма стала крестово-купольная (с равносторонним крестом в основании). Четыре (или более) столпа поддерживают посредством сомкнутых сводов и парусов барабан с куполом полусферической формы. Храм могут венчать несколько куполов: однокупольный символизирует Спасителя, трехкупольный – Святую Троицу, пятикупольный – Христа и четырех апостолов-евангелистов, двенадцатикупольный – апостолов-учеников Христа. Купола православного храма завершает восьмиконечный крест – символ спасения. Внутри средней части храма могут размещаться также хоры (галереи) и дополнительные приделы – особые алтари (также обращенные на восток), отделенные от основного храма собственным иконостасом.

Притвор – часть храма, отделенная от основной части сплошной стеной, служит местом пребывания оглашенных и кающихся. Притвор символизирует земное бытие.

Рядом с храмом обычно располагается колокольня (или звонница).

Интерьер православного храма часто покрывают настенные росписи - фрески. Фрески располагаются соответственно символике частей храма и иерархии священных изображений. Каждая фреска выражает таинственное присутствие изображаемого святого. Все росписи соединены в единую догматическую систему, связанную с литургическим действом и служат образным назиданием для верующих.

Одной из главных частей интерьера храма является купол, в нем изображают Христа Пантократора (Вседержителя). Под ним, в барабане – пророки или апостолы, либо восемь чинов Ангельских. На парусах, поддерживающих барабан – четыре апостола - евангелиста.

Алтарь тоже расписан фресками. На них изображается Богоматерь-Царица Небесная в окружении херувимов, ниже ее – сцена «Евхаристии», под ней – образы святителей и учителей Церкви, обращенные к горнему месту. В жертвеннике часто помещаются изображение Богоматери и сцен на тему Рождества Христова. В диаконнике – образы святых архидиаконов или, например, сцены жития Иоанна Предтечи.

Фрески северной и южной стен средней части храма в три-пять ярусов представляют сцены из Ветхого и Нового Завета. Их сюжеты зависят от посвящения храма. На западной стене размещается композиция Страшного Суда, в противоположность Горнему миру восточной части интерьера. От пола до нижнего края фресок (высотой в рост человека) располагают изображения орнаментированных полотенец. Росписи могут быть также в притворах, на наружной стене храма и на входных воротах.

Композиции стенных росписей храма ориентированы на иконостас.

закрыть

Алтарь - Место нахождения престола и совершения богослужений.
- Духовное средоточение храма, в православной Церкви устраивается в восточной части церковного здания (апсиде). В центре алтаря - престол, самое священное место в храме, место присутствия Славы Божией. На престоле Евангелие. Слева, в глубине апсиды, - жертвенник. За престолом семисвечник, запрестольное (выносные) иконы, крест. В центре апсиды, внизу, в нише стены, в старых храмах пишется по штукатурке "Отечество".
- от лат. Alta ara - возвышенное место, служащее для жертвоприношений при богослужении, важнейшая часть христианского храма; у западных христианских писателей, оно обозначает ту принадлежность храма, которая у нас называется престол. В древности кроме слова "алтарь", были и другие названия. В обширных храмах алтарь поднимается над полом храма на несколько ступеней, иногда под ним устраивают склепы для гробов мучеников. От средней части храма алтарь, кроме возвышенности, отделялся еще особой преградой в виде резной решетки или колонок, которая служила для заграждения доступа в алтарь лицам, не участвующим в богослужении. Решетки доходили до локтя взрослому человеку, делались из дерева, меди и серебра, промежутки между колонками или столбиками составляли двери, которых обыкновенно три. Кроме решетки, важная часть алтаря - завеса, закрывающая, когда нужно, от взоров молящихся внутренность алтаря. Мирянам, кроме царя, вход в средние двери, называемые царскими вратами, воспрещается. Алтарь - место одних священнодействующих.
закрыть

Алтарная преграда - отделяет алтарь от средней части храма. Алтарная преграда представляла собой резную решетку или колонки, которые служила для заграждения доступа в алтарь лицам, не участвующим в богослужении. Решетки доходили до локтя взрослому человеку, делались из дерева, меди и серебра, промежутки между колонками или столбиками составляли двери (врата), которых обыкновенно три. Мирянам, кроме царя, вход в средние двери, называемые царскими вратами, воспрещается.
закрыть

Амвон - возвышающийся, часто полукруглый выступ в середине солеи, напротив Царских Врат, символизирующий те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль и т.п.), а также камень, отваленный ангелом от пещеры Гроба Господня (символ Воскресения Христа). Амвон служит для осуществления процедуры облачения архиерея, а также для чтения Евангелия и проповеди. На амвон восходят только священники и диаконы, изображая ангела.
закрыть

Апсида - полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ (помещение) с куполообразным верхом в восточной части храма, где располагаются: алтарь, жертвенник и диаконник (ризница). Своды и стены апсиды, как правило, покрывают живописью, тематика которой соответствует назначению помещения. Заимствована с плана базилик, где в апсидах помещалось седалище правителя или судии.
закрыть

Базилика - здание с вытянутым прямоугольником в плане, расчлененное внутри продольными рядами колонн или столбов на нечетное число пролетов (нефов). Средний неф - самый широкий и высокий - заканчивается апсидой. Входом в базилику является поперечно расположенное помещение - нартекс. При имп. Константине большинство базилик, служащих до того местом сбора граждан для судов, было отведено для христианских богослужений. С тех пор многие храмы стали именоваться базиликами.
закрыть

Барабан - в церковном здании: цилиндрическая или многогранная часть сооружения, завершающий основной объем здания и опирающаяся на подпружные арки. Барабан завершается полусферой свода (куполом), который в храме символизирует небо. На стенах барабана изображаются архангелы, ангелы, праотцы, пророки. В куполе свода - Христос, Новозаветная Троица и др.
закрыть

Горнее место - у восточной стены алтаря, за престолом возвышенное место, на которое ставится сидение (трон), предназначенное для архиерея и фланкированное сопрестолиями (симметричные скамьи, примыкающие к внутренней восточной стене алтаря по обе стороны от горнего места). Над Горнем местом на стене апсиды, в нише пишется изображение Христа, сидящего на престоле, или Отечество.
закрыть

Диаконник - примыкающее с юга к основному объему алтаря помещение, в котором хранятся облачения священнослужителей и запасная церковная утварь. Настенная живопись в диаконнике обычно посвящена богородичной тематике.
закрыть

Евхаристия - благодарение. Так называется приношение жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, а равно и самая жертва, т.е. так называются: 1) литургия, на которой приготовляются хлеб и вино (Св. Дары) и пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христа, Сына Божия; 2) самые Тело и Кровь Христовы (Мф. XXVI, 26-28). Иконография сюжета предполагает изображение в центре композиции Христа, стоящего у престола и подающего подходящим к Нему апостолам ритуальные хлеб и вино. Евхаристию иногда изображают на Царских Вратах или на сени Царских Врат.
закрыть

Жертвенник - примыкающее с севера к основному объему алтаря помещение, в котором совершается начало литургии (приготовление и совершение проскомидии - освящения Святых Даров. В настенной живописи на стенах и сводах жертвенника главное место, обычно в конхе (греч. - раковине) отводится изображению Иоанна Предтечи, "Моление о чаше" и др. сюжетам.
закрыть

Интерьер православного храма представляет собой сочетание архитектурных форм, монументальной живописи (мозаик, фресок), составляющих систему изображений на стенах, столпах, сводах, парусах, барабане и в куполе, иконостас, отдельные иконы, а также церковную утварь. Интерьер храма служит наглядным средоточием церковной истории, символики,
закрыть

Купол - полусферическое перекрытие стен цилиндрической формы (барабана) или находящееся непосредственно на опорном кольце (на парусах или тромпонах). Купол символизирует небо, на его внутренней поверхности помещается живописное изображение Христа Вседержителя или Саваофа с Силами небесными.
закрыть

Крест - основной символ христианского вероисповедания (Нового Завета), поскольку Христос во искупление грехов человеческих был предан казни на Кресте. Крест имеет разные формы: "Х" (Андреевский); "I" (йот) - обычного начертания или с поперечиной; трехконечный крест (столб с перекладиной на вершине), на котором был распят Христос; четырехконечные кресты двух типов: греческий - с равными перекладинами и латинский, где вертикальная стойка длиннее поперечной. Восьмиконечный крест принят Православной Церковью. По своему назначению кресты подразделяются на выносные, напрестольные, наперсные (русск. перси - грудь), нательные (даются при крещении) и др.
закрыть

Литургия - (обедня) - самое главное богослужение (чтение и пение молитв по особому чину (порядку), совершающееся до полудня, во главе со священнослужителем. Во время литургии воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Сам Христос в Тайной Вечери.
закрыть

Литургическое действо
закрыть

Паперть - площадка, крыльцо, устроенное при входе в храм
закрыть

Парус - конструктивный элемент перехода от четырехгранного объема к цилиндрическому, имеющий форму сферического треугольника, обращенного острием вниз, а дугой вверх. В четырех парусах храма размещали изображения евангелистов.
закрыть

Престол - Самое главное место в храме - это четырехсторонний стол, стоящий посередине алтаря и служащий для совершения, главным образом, евхаристии.
На престол надеваются последовательно две одежды, символизирующие плащаницу Христа и индитию.
- самое святое место в храме, символизирующее таинственное, невидимое присутствие Господа - Царя и Владыки Церкви. Престол также знаменует собой Гроб Господень. На престол последовательно полагают плащаницу, индитию, илитон. Средоточие престола - антиминс. На престол кладут Евангелие и крест. Здесь же находится ковчег для хранения Святых Даров.
закрыть

Придел - особый алтарь в храме, со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.
закрыть

Притвор - Ограниченное стенами помещение перед входом в церковь, где во время литургии находятся некрещеные люди. На его стенах изображаются сцены из жизни прародителей, поучительные притчи, избранные святые, силы небесные и т.п. Здесь размещаются отдельные местночтимые иконы.
закрыть

Проскомидия - первая часть литургии, когда священнослужители готовят вещество для евхаристии.
закрыть

Свод - криволинейное перекрытие, передающее на основание не только нагрузку, но и распор (сомкнутый свод).
закрыть

Сионская горница - иносказательное название Церкви, как земной, так и небесной.
закрыть

Скиния Моисея - священное здание, устроенное Моисеем по повелению Божьему, для богослужений. Внутри оно состояло из двух помещений. Первое называлось Святым или Святилищем, второе, находящееся внутри - Святая Святых, где помещался Ковчег Завета.
закрыть

Средняя часть храма - место, где находятся молящиеся и совершается открытое церковное действо.
закрыть

Солея - внешний престол. Небольшое протяженное возвышение вдоль иконостаса, со стороны основного пространства храма.
закрыть

Фреска - вид монументальной живописи ("настенное письмо"), когда по сырой штукатурке наносится красочный слой темперой (на воде, известковом молоке или водном клее) или по сухой штукатурке маслом (аль секко).
закрыть

Церковные таинства - согласно учению Церкви - это "богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая Благодать Божия". К важнейшим церковным таинствам, согласно Евангелию установленным самим Христом относятся: Причащение, Крещение и Покаяние.
закрыть

Иконостас - алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа
© Главный информационно-вычислительный центр Минкультуры России
Москва, Старая Басманная 19, стр 1, тел. (495) 748-60-70