Проект Главного информационно-
вычислительного центра Минкультуры России
Храмы России
          

Иконостас

Иконостас — важнейший элемент православного храма, возникший в процессе развития алтарной преграды в Византии. Формирование иконостаса начинается в раннехристианских храмах с 6 века, по мере размещения на алтарной преграде изображений Иисуса Христа, Богоматери, Ангелов, апостолов и пророков в один ряд. В дальнейшем алтарная преграда дополняется еще двумя рядами икон. Таким образом иконостас становится трехрядным: 1 ряд — местный, 2 ряд — праздничный, 3 ряд — деисусный. В таком виде иконостас появляется в храмах Древней Руси. К концу XV в. иконостас приобретает многоярусную (из пяти рядов) форму. В этом традиционном виде пятиярусный иконостас (иногда дополненный еще двумя рядами) бытует в храмах России в настоящее время. Иконостас венчается крестом, Распятием или изображением Спаса Нерукотворного.

Ряды иконостаса:

Местный, нижний ряд (или чин). В центре расположены Царские врата. На них обычно изображаются Благовещение (в верхней части) и четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), реже — святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Над Царскими вратами располагается сень с образом Евхаристии. Царские врата обрамляются колонками (столбцами) со свв. отцами — творителями литургии (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов) и свв. архидиаконами. Справа и слева от Царских врат размещаются иконы Спасителя и Богоматери, храмовая и иконы местночтимых праздников и святых.
Помимо Царских врат в алтарь ведут северная и южная двери (последняя необязательна) с разнообразными изображениями (архангелы, святые диаконы, пророк Даниил во рву львином, ветхозаветные первосвященники, Благоразумный разбойник, создание Адамово, изгнание праотца Адама из Рая, видение преподобного Иоанна Лествичника и многие др.).

Деисусный (или апостольский), как правило, второй ряд снизу. (Деисис — греч. моление): Его центральными образами являются — Христос, восседающий на Престоле со склоненными к Нему в молении Богоматерью (справа) и св. Иоанном Предтечей (слева), символизирующими ходатайство соответственно новозаветной и ветхозаветной Церкви. За Богородицей и св. Иоанном Предтечей (от центра в стороны) расположены в молении архангелы (Михаил и Гавриил) и представители различных чинов святости (апостолы, святители, преподобные и великомученики).

Праздничный чин — третий ярус с изображением событий Нового Завета, которые особенно торжественно празднуются православной церковью. Обычно состоит из икон «Воскресение» («Сошествие во ад») и главных, так называемых двунадесятых праздников: Рождество Христово, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение; а также Пятидесятницы (Троицы) и Воздвижения Креста Господня. Иногда присоединялась икона «Распятие» и иконы Страстного цикла. Праздничные иконы располагаются согласно церковному календарю, иногда в хронологическом порядке.

Пророческий — четвертый ярус. В его состав входят изображения ветхозаветных пророков с Богоматерью посередине (Сидящей на престоле или в образе «Знамение»). Ближе к Богоматери в этом ряду Давид и Соломон, за ними в различном порядке выборочно следуют Моисей, Аарон, Даниил, Иезекииль, Софония, Исаия, Иоиль, Илия, Иеремия, Иона, Иаков, Осия, Авимилех, Аггей, Авдей, Михей, первосвященник Захария, Варух и другие. В руках они держат развернутые свитки с текстами принадлежащих им пророчеств (о воплощении Сына Божия от Пречистой Девы Марии, о других новозаветных событиях, а также изречения, относящиеся к различным обстоятельствам жизни самих пророков).

Праотеческий — пятый ярус. В центре помещается икона «Отечество». Рядом — как правило, Адам, Ева и Авель. За ними в различном порядке следуют прочие праотцы: Мафусаил, Иов, Вениамин, Иафет, Иаков, Исаак, Ной, Авраам, Лот, Сим, Мелхисидек, Сиф, Иосиф и другие. В руках они также держат свитки с текстами.

Дополнительные:
ряд с «пядичными» иконами
— располагается над местным рядом с изображениями разных сюжетов. Появляется в XVI в.;
страстной (ряд с изображением Страстей Господних) — располагается вверху иконостаса, появляется в XVII в.


Успенский собор
© Главный информационно-вычислительный центр Минкультуры России
Москва, Старая Басманная 19, стр 1, тел. (495) 748-60-70