Проект Главного информационно-
вычислительного центра Минкультуры России
Храмы России
          

Иконостас

Иконостас — важнейший элемент православного храма, возникший в процессе развития алтарной преграды в Византии. Формирование иконостаса начинается в раннехристианских храмах с 6 века, по мере размещения на алтарной преграде изображений Иисуса Христа, Богоматери, Ангелов, апостолов и пророков в один ряд. В дальнейшем алтарная преграда дополняется еще двумя рядами икон. Таким образом иконостас становится трехрядным: 1 ряд — местный, 2 ряд — праздничный, 3 ряд — деисусный. В таком виде иконостас появляется в храмах Древней Руси. К концу XV в. иконостас приобретает многоярусную (из пяти рядов) форму. В этом традиционном виде пятиярусный иконостас (иногда дополненный еще двумя рядами) бытует в храмах России в настоящее время. Иконостас венчается крестом, Распятием или изображением Спаса Нерукотворного.

Ряды иконостаса:

Местный, нижний ряд (или чин). В центре расположены Царские врата. На них обычно изображаются Благовещение (в верхней части) и четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), реже — святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Над Царскими вратами располагается сень с образом Евхаристии. Царские врата обрамляются колонками (столбцами) со свв. отцами — творителями литургии (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов) и свв. архидиаконами. Справа и слева от Царских врат размещаются иконы Спасителя и Богоматери, храмовая и иконы местночтимых праздников и святых.
Помимо Царских врат в алтарь ведут северная и южная двери (последняя необязательна) с разнообразными изображениями (архангелы, святые диаконы, пророк Даниил во рву львином, ветхозаветные первосвященники, Благоразумный разбойник, создание Адамово, изгнание праотца Адама из Рая, видение преподобного Иоанна Лествичника и многие др.).

Деисусный (или апостольский), как правило, второй ряд снизу. (Деисис — греч. моление): Его центральными образами являются — Христос, восседающий на Престоле со склоненными к Нему в молении Богоматерью (справа) и св. Иоанном Предтечей (слева), символизирующими ходатайство соответственно новозаветной и ветхозаветной Церкви. За Богородицей и св. Иоанном Предтечей (от центра в стороны) расположены в молении архангелы (Михаил и Гавриил) и представители различных чинов святости (апостолы, святители, преподобные и великомученики).

Праздничный чин — третий ярус с изображением событий Нового Завета, которые особенно торжественно празднуются православной церковью. Обычно состоит из икон «Воскресение» («Сошествие во ад») и главных, так называемых двунадесятых праздников: Рождество Христово, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение; а также Пятидесятницы (Троицы) и Воздвижения Креста Господня. Иногда присоединялась икона «Распятие» и иконы Страстного цикла. Праздничные иконы располагаются согласно церковному календарю, иногда в хронологическом порядке.

Пророческий — четвертый ярус. В его состав входят изображения ветхозаветных пророков с Богоматерью посередине (Сидящей на престоле или в образе «Знамение»). Ближе к Богоматери в этом ряду Давид и Соломон, за ними в различном порядке выборочно следуют Моисей, Аарон, Даниил, Иезекииль, Софония, Исаия, Иоиль, Илия, Иеремия, Иона, Иаков, Осия, Авимилех, Аггей, Авдей, Михей, первосвященник Захария, Варух и другие. В руках они держат развернутые свитки с текстами принадлежащих им пророчеств (о воплощении Сына Божия от Пречистой Девы Марии, о других новозаветных событиях, а также изречения, относящиеся к различным обстоятельствам жизни самих пророков).

Праотеческий — пятый ярус. В центре помещается икона «Отечество». Рядом — как правило, Адам, Ева и Авель. За ними в различном порядке следуют прочие праотцы: Мафусаил, Иов, Вениамин, Иафет, Иаков, Исаак, Ной, Авраам, Лот, Сим, Мелхисидек, Сиф, Иосиф и другие. В руках они также держат свитки с текстами.

Дополнительные:
ряд с «пядичными» иконами
— располагается над местным рядом с изображениями разных сюжетов. Появляется в XVI в.;
страстной (ряд с изображением Страстей Господних) — располагается вверху иконостаса, появляется в XVII в.


MySQL Query Error: SELECT BE.ID as ID,BE.IBLOCK_ID as IBLOCK_ID,BE.IBLOCK_SECTION_ID as IBLOCK_SECTION_ID,BE.NAME as NAME,IF(EXTRACT(HOUR_SECOND FROM BE.ACTIVE_FROM)>0, DATE_FORMAT(BE.ACTIVE_FROM, '%d.%m.%Y %H:%i:%s'), DATE_FORMAT(BE.ACTIVE_FROM, '%d.%m.%Y')) as ACTIVE_FROM,B.DETAIL_PAGE_URL as DETAIL_PAGE_URL,BE.DETAIL_TEXT as DETAIL_TEXT,BE.DETAIL_TEXT_TYPE as DETAIL_TEXT_TYPE,BE.PREVIEW_TEXT as PREVIEW_TEXT,BE.PREVIEW_TEXT_TYPE as PREVIEW_TEXT_TYPE,BE.PREVIEW_PICTURE as PREVIEW_PICTURE,L.DIR as LANG_DIR,BE.SORT as SORT,BE.CODE as CODE,BE.XML_ID as EXTERNAL_ID,B.IBLOCK_TYPE_ID as IBLOCK_TYPE_ID,B.CODE as IBLOCK_CODE,B.XML_ID as IBLOCK_EXTERNAL_ID,B.LID as LID FROM b_iblock B INNER JOIN b_lang L ON B.LID=L.LID INNER JOIN b_iblock_element BE ON BE.IBLOCK_ID = B.ID LEFT JOIN b_iblock_property FP0 ON FP0.IBLOCK_ID = B.ID AND FP0.CODE='IMAGE_RAND' LEFT JOIN b_iblock_element_property FPV0 ON FPV0.IBLOCK_PROPERTY_ID = FP0.ID AND FPV0.IBLOCK_ELEMENT_ID = BE.ID WHERE 1=1 AND ( ((((BE.IBLOCK_ID = '20')))) AND (EXISTS ( SELECT IBLOCK_ID FROM b_iblock_site WHERE IBLOCK_ID = B.ID AND (((SITE_ID='s1'))) )) AND ((((BE.ACTIVE='Y')))) AND (((BE.ACTIVE_TO >= now() OR BE.ACTIVE_TO IS NULL) AND (BE.ACTIVE_FROM <= now() OR BE.ACTIVE_FROM IS NULL))) AND (((NOT(FPV0.VALUE IS NULL OR length(FPV0.VALUE)<=0)))) ) AND (((BE.WF_STATUS_ID=1 AND BE.WF_PARENT_ELEMENT_ID IS NULL))) AND (( B.ID IN ( SELECT IBLOCK_ID FROM b_iblock_group IBG WHERE IBG.GROUP_ID IN (2) AND IBG.PERMISSION >= 'R' AND (IBG.PERMISSION='X' OR B.ACTIVE='Y') ) OR (B.RIGHTS_MODE = 'E' AND EXISTS ( SELECT ER.ELEMENT_ID FROM b_iblock_element_right ER INNER JOIN b_iblock_right IBR ON IBR.ID = ER.RIGHT_ID INNER JOIN b_user_access UA ON UA.ACCESS_CODE = IBR.GROUP_CODE AND UA.USER_ID = 0 WHERE ER.ELEMENT_ID = BE.ID AND IBR.OP_EREAD = 'Y' )) )) ORDER BY RAND(402537) ,BE.SORT asc ,BE.ID desc LIMIT 1[Can't create/write to file '/tmp/#sql_3b6_0.MYI' (Errcode: 28)]

DB query error.
Please try later.